Совместное заявление секретаря Казначейства США Генри
Полсина и главы Федеральной резервной системы Бена Бернанке о том, что правительство
США вытащит из ямы двух крупнейших гарантов жилищной ипотечной задолженности (Fannie
Mae и Freddie Mac) отнюдь не успокоило финансовые рынки, что подтверждает
то, о чем мы неоднократно говорили по этому поводу: финансовое цунами, которое началось
в августе 2007 года в сравнительно небольшом рынке "низкокачественной" высоко рискованной
американской секьюритизированной ипотеки, отнюдь не закончилась, а только набирает
силу. Как и в случае с цунами, которое опустошало Азию волна за волной в декабре
2004 года, финансовые цунами, которое мы наблюдаем, является низкоамплитудным, длинноволновым
явлением, когда триллионы долларов финансового обеспечения раскручиваются, обесцениваются,
выбрасываются по демпинговым ценам на рынок. Но масштаб последней накатывающей волны
— потеря доверия к двум поддерживаемым правительством компаниям Fannie Mae
и Freddie Mac — предвещает еще более худшую, которая станет самой разрушительной
финансовой и экономической катастрофой в истории Соединенных Штатов. Последствия
будут ощущаться во всем мире.
Один из крупнейших финансовых институтов в ЕС Королевский
банк Шотландии предупредил своих клиентов, что "очень скоро наступит весьма отвратительный
период — будьте готовы". Они ожидают, что индекс S&P-500 американских бирж,
один из крупнейших фондовых индексов Уолл-Стрит, используемый хеджевыми фондами,
банками и пенсионными фондами, может потерять к сентябрю почти 23%, когда, по их
выражению, "все цыплята побегут прятаться в курятник" от крайностей возглавляемой
США революции секьюритизации, которая расцвела после того, как лопнул пузырь
dot.com, а Гринспен снизил американские процентные ставки до уровня, невиданного
со времен Великой депрессии 1930 года.
Все это будет выглядеть годы спустя как катастрофическая
"Революция в области финансов" имени Алана Гринспена — эксперимент в обеспеченных
активами ценных бумагах, безумная попытка собирать в пулы долговые риски, "секъюритизировать"
их в новые облигации, страховать через специализированные страховые компании, называемые
страховщиками-"монолайнерами"(они только страховали финансовые риски в облигации),
присваивать им затем рейтинги высшего класса ААА с помощью Moody's
и S&P. Все это делалось только для того, чтобы пенсионные фонды и
банки во всем мире считали эти долговые бумаги бумагами высокого качества, дающими
даже более высокий процент, чем проценты по государственным облигациям США.
ФРС в панике
Не взирая на похвалы в финансовых медиа за свою"новаторскую"
и быструю реакцию в борьбе с кризисом, на самом деле, председатель ФРС Бен Бернанке
находится в панической ситуации с небольшим набором гиперинфляционных инструментов
на руках для борьбы с кризисом. Его действия все более ограничиваются взлетевшей
инфляцией цен на активы в продовольствии и нефти, которые толкают инфляцию розничных
цен к новым максимумам даже через состряпанную модель "базовой инфляции" ФРС.
Если Бернанке продолжит предоставлять неограниченную
ликвидность для предотвращения коллапса банковской системы, он рискует уничтожить
американский корпоративный рынок и рынок облигаций Казначейства, а с ними и сам
доллар. Если Бернанке попробует сохранить сердце рынка капитала США — свой рынок
ценных бумаг — путем повышения процентных ставок, своего единственного антиинфляционного
оружия, то это только спровоцирует следующий еще более разрушительный вал в ударной
волне цунами.
Реальное значение экстренного спасения Fannie
Mae
Правительство США приняло закон о создании Fannie
Mae в 1938 году во время Великой депрессии как часть "Нового курса" президента
Франклина Д. Рузвельта. Он позволил частному предприятию находиться "под эгидой
правительства", что давало американцам возможность финансировать покупки домов в
рамках попытки экономического подъема. Freddie Mac был создан Конгрессом
в 1970 году, чтобы способствовать возрождению рынка жилищных кредитов. Конгресс
стоял у колыбели обеих компаниям в целях содействия покупкам жилья, и их уставы
дают Казначейству власть расширять кредитный лимит до $2.25 миллиардов.
Проблемы в частных спонсируемых правительством предприятиях
или GSE (Government “Sponsored” Entities) сегодня состоят в том,
что Конгресс попытался уклониться от гарантирования правительством США в случае
финансового кризиса. До этого все проблемы были управляемы.
Теперь все по-другому.
Экономика Соединенных Штатов находится на ранней стадии
своего наихудшего краха в сфере недвижимости со времен краха 1930 гг. Конца этому
не не видно. Fannie Mae и Freddie Mac как частные акционерные
компании пошли на крайности в леверидже своих рисков, как это делали и многие частные
банки. Финансовый рынок покупал облигации Fannie Mae и Freddie Mac,
поскольку ставил на то, что обе "слишком велики, чтобы упасть", то есть на то, что
в случае кризиса правительство, то есть налогоплательщики США, будут вынуждены вмешаться
и спасти их.
Обе, Fannie Mae и Freddie Mac, либо
владеют, либо гарантируют около половины из $12 трлн просроченных американских ипотечных
закладных, или около $6 трлн. Чтобы это число было более понятным, сравните: годовой
ВВП всех 27 государств-членов Европейского союза в 2006 году был чуть более $12
трлн, так что $6 трлн составил бы половину ВВП объединенных экономик Европейского
Союза и почти в три раза превышает ВВП Федеративной Республики Германии.
В дополнение к своим жилищным ипотечным кредитам,
Fannie Mae имеет еще на $831 млрд. невыплаченных корпоративных облигаций,
а Freddie Mac — $ 644 млрд в корпоративных облигациях.
Freddie Mac должен 5,2 млрд. долл. США, это
больше, чем стоят его активы сегодня, а это означает в соответствии с действующим
в США правилом бухгалтерского учета "справедливая стоимость", что компания является
несостоятельной. Справедливая стоимость активов Fannie Mae упала на 66%
до 12 млрд. долл. США и, возможно, станет отрицательной в следующем квартале. По
мере того как цены на недвижимость продолжают падать по всей Америке, а корпоративные
банкротства расти, размер отрицательной стоимости обоих компаний просто взорвется.
14 июля, в символическую годовщину Дня взятия Бастилии,
секретарь Казначейства США Полсон, бывший председатель влиятельного уолл-стритовского
инвестиционного банка Goldman Sachs, стоял на ступенях здания Казначейства
США в Вашингтоне (явная попытка добавить психологической весомости) и объявлял,
что администрация Буша представит на рассмотрение Конгресса законопроект с предложением
сделать государственную гарантию Freddie Mac и Fannie Mae явной.
По сути, в условиях нынешнего кризиса это будет означать национализацию $6 триллионных
учреждений.
Скорую помощь Полсона сопровождало выступление Бернанке
о том, что ФРС готова накачать неограниченной ликвидностью обе компании.
По мере того, как уже в течение нескольких месяцев
Федеральная резервная система соглашается принимать от банков обеспеченные активами
ценные бумаги, в том числе низкокачественные ипотечные облигации в качестве залога
в обмен на покупки казначейских облигаций США, она быстро становится крупнейшей
в мире свалкой финансового мусора. Теперь ФРС согласилась добавить к этому потенциально
еще $6 трлн долгов по недвижимости GSE.
Но ведь плохая ситуация в обеих частных компаниях
была очевидна еще в 2003 г., когда были преданы гласности серьезные нарушения их
бухгалтерского учета. В 2003 году тогдашний президент банка Федеральной резервной
системы в Сент-Луисе Уильям Пул (William Poole) публично
призвал правительство США сократить свои подразумеваемые гарантии Freddie Mac
и Fannie Mae, заявив тогда, что этим двоим не хватит капитала, чтобы
выдержать острый финансовый кризис. Пул, чьи предостережения были не приняты во
внимание тогдашним председателем ФРС Гринспеном, неоднократно призывал и в 2006
и в 2007 году к Конгрессу отменить эти условия в Уставах и избежать предсказуемых
расходов налогоплательщиков на огромные аварийные меры.
Как предупреждают финансовые инвесторы, эти меры спасения
Полсона предпринимаются не для спасения экономики США, а прямо нацелены на спасение
его друзей на Уолл-Стрит. Бывший до недавнего времени крупнейшим кредитным банком
Citigroup в Нью-Йорке был вынужден принять в свой капитал миллиарды из
Суверенных Фондов Благосостояния в Саудовской Аравии и других странах, чтобы оставаться
в бизнесе. В майском заявлении нового председателя Citigroup Викрама Пандита
объявлено о планах по списанию с баланса банка пассивов на 2,2 млрд. долл. США.
Но Пандит никогда не упоминал о дополнительных $1,1 трлн "внебалансовых" обязательств
Citigroup, которые включают самые высоко рискованные сделки в эпоху американской
недвижимости и секьюритизации, которую Citigroup столь рьяно поддерживал.
Финансовый совет по стандартам бухгалтерского учета в Коннектикуте, официальный
орган, определяющий правила бухгалтерского учета банка требует ужесточения стандартов
раскрытия информации. Аналитики опасаются, что Citigroup может столкнуться
с новыми разрушительными потерями на фоне стоимости пассивов, превосходящей рыночную
стоимость банка в $90 млрд. А ведь в декабре 2006 года до начала кризиса Цунами
рыночная стоимость Citigroup была свыше $270 миллиардов.